МБОУ СОШ имени М.И. Калинина
город Бугуруслан
  • Страничка логопеда

    Логопед – специалист, который занимается профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи

    Логопедическая работа в школе

    Логопедическая группа открывается в общеобразовательной школе в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ. Основной задачей логопедической помощи является:
    - коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся
    - своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ
    - разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся)

    В чём заключается  работа школьного логопеда?

    Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
    Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду  и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма.
    Основные направления работы логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
    Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда актуальной и востребованной.
     

    Основные задачи логопедического пункта:
    коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся;
    своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
    разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся.
     

    Формирование логопункта:
    В первую очередь в логопедический пункт зачисляются учащиеся, имеющие тяжёлые нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
    Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
     

    Организация работы логопункта:
    Занятия с учащимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального логопедического занятия с ребенком зависит от возраста ребенка, его особенностей, составляет от 20 до 40 минут (в соответствии с требованиями СанПиНа). Индивидуальные занятия с логопедом обычно проходят 2 раза в неделю, в логопедическом кабинете.
    Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям)  учащихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.
     
    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей -  является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Логопед работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения. Логопед ставит звуки, а родители дома закрепляют речевой материал. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом.
    Чем теснее логопед будет взаимодействовать с родителями, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.

    Советы логопеда родителям будущих первоклассников

    На что обратить внимание в развитии речи дошкольника:
    -состояние звукопроизношения;
    -ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки;
    -состояние фонематических процессов
    (этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза, определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.);

    -состояние грамматического строя
    (следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге);

    -состояние слоговой структуры слова
     (шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.);

    -состояние словарного запаса
     (следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи);

    -состояние связной речи
    (основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок).

    А также:
    -развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы);
    -состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях;
    -неврологический статус (определяют специалисты);
    -коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции);
    -состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила);
    -мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое);
    -развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач);
    -развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов);
    -развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением);
    -чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

    Если ребенок читает.
     Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
    Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

    Работайте над развитием познавательных способностей ребенка (внимание, мышление, память) Упражнения: «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ». Разучивайте маленькие стихи.

    Дома чаще играйте с детьми в «Дочки – матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции. Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию.

    Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.

    Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?». Кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie