Профилактика деструктивного поведения
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:
- повышенная возбудимость,
-тревожность, перерастающая в грубость,
-откровенную агрессию зацикленность на негативных эмоциях,
- склонность к депрессии
-проявление навязчивых движений
-неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям
- утрата прежнего эмоционального контакта с одноклассниками
-стремление показать свое «бесстрашие» окружающим
-стремление быть в центре внимания любой ценой
-нелюдимость,
-отчужденность в школьной среде,
- отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки
- избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги)
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ)
- конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)
- проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия
- трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»)
- навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу)
- участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению)
- жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми
-резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету)
-пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения)
-подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.) использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов
ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ
- использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную)
- наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове
- нежелание следить за своим внешним видом появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы и граффити, часто используются аэрозольные баллоны)
- появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить
Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.
Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр. Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие детей и подростков, цифровой мир несет с собой ряд онлайн-рисков.